Система с применением карбона быдерживает даже удар молотком
Куда уходит тепло?
У проектировщиков и строителей немало претензий к популярному в индивидуальном строительстве методу «колодцевой кладки», когда
утеплитель располагается между несущей стеной и слоем облицовочного кирпича, а многочисленные кирпичные связи (перевязки) или армирующие стальные стержни обеспечивают сопряжение внутреннего и наружного слоёв трёхслойной конструкции. Такие связи становятся «мостиками холода», через которые здание теряет драгоценное тепло. Кроме того, утеплитель, попав в такой «колодец», постепенно впитывает влагу и теряет свои свойства.
У любых фасадов со штучными облицовочными материалами есть и ещё одна проблема. Цементно-песчаные швы кладки активно разрушаются во время зимних оттепелей, при частых циклах замерзания-оттаивания. Это может стать причиной выпадения кирпича или плитки из облицовочного слоя. В последние годы даже у новостроек отмечено немало обрушений крупных фрагментов кирпичной облицовки трёхслойных стен. Согласно статистике, за минувшие пять лет по Москве и Подмосковью было зафиксировано более 420 подобных происшествий. Эта проблема настолько остра, что власти Москвы, Подмосковья и некоторых других российских регионов запретили применение многослойных конструкций с кирпичной облицовкой при возведении зданий.
Ещё один популярный среди частников способ внешней отделки домов – утепление «под сайдинг». На внешнюю стену крепятся вертикальные металлические или деревянные направляющие, между которыми фиксируется утеплитель. Всё это закрывается пароветрозащитной мембраной, и сверху монтируются горизонтальные панели (ламели) сайдинга. С теплотехнической точки зрения схема неплоха: теплоизоляционный материал защищает несущие конструкции от колебаний температур, а панели предохраняют утеплитель от намокания и выдувания.
Боится града, мячиков и лестниц
Сайдинг может быть деревянным, виниловым, металлическим и даже фиброцементным, но чаще всего частники применяют виниловый (из ПВХ) – из-за его низкой цены и разнообразия расцветок. К сожалению, он довольно хрупок и непрочен. Даже не очень крупные градины или ветви деревьев, подхваченные порывом ветра, легко пробивают его насквозь или покрывают сетью трещин. Боится он и удара мячом, ногой или рукой, не говоря уже о приставных лестницах (если необходимо взобраться на крышу).
Металлический сайдинг не столь уязвим, но механические воздействия оставляют на нём вмятины, царапины и сколы краски, а повреждения внешнего полимерного покрытия становятся точками развития коррозии. Традиционный деревянный сайдинг-вагонка и блок-хаус (имитация «под бревно») благодаря упругости древесины неплохо противостоят ударам, но их долговечность и стойкость к увлажнению и гнилостным грибкам оставляют желать лучшего.
«Старшим братом» утепления «под сайдинг» считается навесной вентилируемый фасад. Плиты облицовки крепятся на стальной подконструкции с образованием воздушного промежутка, в котором формируется восходящий поток, обеспечивающий сухость утеплителя. В качестве облицовки используются панели из самых разнообразных материалов – металлических и композитных фасадных кассет, керамогранита, натурального камня, стекла и т. п. Далеко не все материалы могут без ущерба для целостности и внешнего вида выдержать бомбардировку градом, а также экстремальные ветровые нагрузки (бури и шквалы).
– Отделка фасадов вентилируемыми системами непопулярна среди частников. Навесные фасады сложны в монтаже и дорого стоят. Кроме того, они несут урбанистический отпечаток и лишены индивидуальности, так что больше подходят коммерческим зданиям – например, офисным центрам, – комментирует Константин Арабчиков, архитектор «Арт-бюро XXI». – А для своих жилищ люди предпочитают классический стиль – окрашенные в разные цвета штукатурные фасады с декоративными элементами.
Карбон – от болидов «Формулы-1» до фасадов московских домов
С точки зрения теплотехнических характеристик и разнообразия архитектурных и цветовых решений фору всем упомянутым ранее фасадным технологиям дают композиционные штукатурные системы. Они в равной мере подходят для утепления и внешней отделки коттеджей, многоквартирных домов и любых коммерческих зданий.
За прочностные характеристики композиционной штукатурной системы отвечает армирующий слой, состоящий из шпаклёвочной массы для армирования и щелочестойкой стеклотканевой сетки. Он монтируется поверх плит теплоизоляционного материала и является основой для защитно-декоративного слоя штукатурки.
Разработчики штукатурной системы Capatect (Caparol) предложили добавить в армирующий состав мельчайшие карбоновые (углеродные) волокна диаметром 5–15 микрон. Благодаря этому фасад приобретает ранее недостижимую устойчивость к механическим воздействиям, а отделочный слой не боится трещин. Как следствие, внешняя отделка может служить многие годы без дорогих ремонтов.
Почему выбор был сделан в пользу именно карбона? Это без всяких преувеличений материал будущего, который интенсивно используется уже сегодня. Из углеродного волокна, которое по прочности в несколько раз превосходит сталь, но при этом легче её на 40%, сейчас делают самые ответственные конструкции истребителей и болидов «Формулы-1», а новейшие самолёты Boeing 787 Dreamliner и Airbus А380 почти на 50% состоят из карбона.
Что же даёт использование этого высокотехнологичного материала в штукатурной системе? Прежде всего, повышается ударопрочность фасада. Если обычная штукатурка может выдержать удар с энергией не более 5 Дж, то система Capatect (Caparol) с применением карбоновых волокон – до 60 Дж. Для сравнения: сила удара бытового молотка составляет около 40 Дж.
Прочность этой системы была протестирована в соответствии с европейской нормой ETAG 004, а также по немецкому стандарту DIN 18032-3, который требует, чтобы стеновые материалы выдерживали 54 удара ручным мячом при скорости 23,5 м/с в момент удара и 12 ударов хоккейной шайбой при скорости 18 м/с.
Сейчас на юге Москвы строится жилой комплекс, в котором систему Capatect (Caparol) с карбоновыми компонентами планируют применить для отделки цокольной части здания.
– Это наиболее уязвимое место дома. По нему чем только не бьют: детскими колясками, футбольными мячами, просто пинают ногами и даже касаются бамперами автомобилей, – заявляет Даниил Мазуров («ПКК Интерстройтехнологии»). – Ранее мы применяли керамогранит для облицовки цоколя. Теперь же решили попробовать штукатурную систему с карбоном. Для этого провели серию сравнительных испытаний и остались очень довольны результатами.
Теперь – хоть серо-буро-малиновые!
Ещё одним полезным свойством штукатурных систем с карбоновыми волокнами является стойкость к растрескиванию и температурным деформациям, что приводит к расширению дизайнерских возможностей.
– В солнечные зимние дни колебания температуры на тёмных фасадах достигают 50°С. В результате возникают трещины и повреждения армирующих и декоративных слоёв фасада, – рассказывает Ксения Клиновская, продукт-менеджер по системам теплоизоляции компании Caparol. – Из-за этого проектировщики обычно не рекомендуют клиентам выбирать слишком тёмные и насыщенные цвета. Но благодаря эластичности карбоновых волокон таких ограничений больше не существует. Заказчики вольны выбирать даже самые тёмные цвета с коэффициентом яркости менее 20 (по каталогам цветов Caparol).
Пресс-служба CAPAROL
Комментариев нет:
Отправить комментарий