Официальная резиденция сёгунов династии Токугава во время их посещений Киото. Завершил строительство третий сёгун Иэмицу в 1626 г. Он же перенес сюда несколько построек из замка Фусими.
Замок Нидзё был воздвигнут неподалеку от императорского дворца, что было сделано умышленно. Нидзё своей монументальностью демонстрировал власть и могущество дома Токугава, он превосходил императорский дворец и по занимаемой площади, и по красоте. Своим величием он должен был развеять всякие сомнения в незыблемости власти сёгунов дома Токугава.
На территории замка Нидзё расположено несколько построек, главная из которых — дворец Ниномару, каждое помещение которого служило определенной цели и поэтому было убрано с большей или меньшей роскошью. Но прежде чем попасть сюда, посетитель должен был пройти своего рода контроль в караульном помещении — Бансё, оно примыкало к восточным главным воротам. В период 1633–1863 гг., если сёгун отсутствовал в замке, вход охранялся сторожами, попеременно дежурило по 50 человек. Позже появилось специальное помещение для сторожей. Построенное в 1608 г., Бансё сохраняется как редкий экземпляр построек этого типа и является культурным достоянием Японии.
План размещения помещений во дворце Ниномару был тщательно продуман, это касалось и процедуры приема посетителей. У них не было ни малейшей возможности проникнуть во внутренние покои сёгуна незамеченными, этой цели служила целая серия хитроумных мер предосторожности. Войдя на территорию дворца, даймё (феодальный князь) должен был пройти через Янаги-но ма (комната Ивы) и Вакамацу-но ма (комната Молодой сосны), где охрана проверяла подлинность его личности. Далее он проходил в Тодзамураи-но ма (комната вассалов), где ожидал приглашения на аудиенцию. Стены и двери этой комнаты были расписаны фигурами диковинных для Японии животных — художник изобразил играющих леопардов и тигров.
Следующей была Сикидай-но ма (приемная), здесь даймё встречали сёгунские чиновники и принимали принесенные для сёгуна подарки. Раздвижные двери и стены этой комнаты были сделаны из массивных старых сосен и расписаны художником Кано Танъю.
Во дворце были три больших зала. Охирома сан-но ма (третий большой зал) был залом ожидания для тодзама-даймё, это была та часть феодалов, которая в битве при Сэкигахара выступала против Токугава Иэясу и потому находилась в опале. Убранство этого зала было богатым, каждая панель оконного переплета была сделана из целого куска кипариса толщиной в 35 см и украшена резьбой с двух сторон, но декор был разным. Шляпки медных гвоздей на полу были покрыты позолотой.
Самыми большими были первый и второй залы — Охирома-но ма и Ни-но ма, которые служили для важных официальных встреч. Они поражали роскошью декора, стены и раздвижные двери были украшены золотом и расписаны широкими мазками старыми японскими мастерами. Прекрасная резьба по дереву и чеканка по металлу украшали перекрытия балок. Квадраты потолков отделаны цветным орнаментом.
Примечательностью дворца Ниномару является Угуису-бари — соловьиный, или поющий, пол, он начинался от входа и вел к первому большому залу. Благодаря хитроумным приспособлениям деревянные доски, когда по ним кто-то передвигался, издавали скрип, похожий на птичье чириканье, отсюда и такое название.
Эти два зала вошли в японскую историю — здесь в ноябре 1867 г. последний сёгун из династии Токугава по имени Ёсинобу (он известен и под именем Кэйки) объявил об отречении от верховной власти в пользу императора. Так могущественный замок Нидзё стал свидетелем падения власти дома Токугава, правившего 264 г.
Позади этих двух залов находилась Муся-какуси-но ма — комната личной охраны сёгуна, раздвижные двери которой были украшены красивыми красными кисточками. Охрана всегда была наготове на случай, если бы какой-нибудь даймё повел себя неразумно.
Во внутренней части дворца находился Куро-сёин — зал, где сёгун вел приватные беседы с фудай-даймё (те феодалы, которые выступали на стороне Токугава Иэясу в битве при Сэкигахара). Убранство этого зала было таким же роскошным, как и первого и второго больших залов.
В самой отдаленной части дворца были расположены Сиро-сёин — жилые покои сёгуна. Сюда разрешалось заходить только женской прислуге. Все убранство этих покоев создавало благоприятную атмосферу для тихого отдыха, для росписи были использованы горные и водные ландшафты, вносившие свою лепту в создание спокойного душевного состояния. К этим покоям примыкал Охирома ён-но ма — четвертый большой зал, где хранилось личное оружие сёгуна — мечи, копья и др.
Три смежные комнаты, Ротю-но ма, являлись служебным помещением для сёгунских чиновников, своего рода канцелярией. Стены этих комнат были покрыты изображениями птиц.
Существовала и специальная комната, Тёкуси-но ма, где принимались посыльные от императора. Стены и двери были расписаны кленами, художники школы Кано передали всю красоту пурпурных листьев этих деревьев осенней порой. Убранство комнаты отличалось роскошью.
Весь дворец отделан в классическом японском стиле: пол устлан татами, каждая комната имеет лишь три стены, четвертой, которая должна отделять помещение от коридора, нет. Точнее, это не стена, а легкие раздвижные двери. Расстояние между потолком и верхним косяком двери украшено богатыми резными орнаментами с павлинами, разными животными и растениями. Назойливый блеск золота смягчен временем и беловатыми сумерками, в которые превращает дневной свет белая японская бумага. Эта бумага натянута на деревянные раздвижные рамы, составляющие одну длинную стену коридора и одновременно внешнюю стену дворца. В жаркие летние дни можно широко раздвинуть эти двери, и тогда закрытое помещение превращается в веранду, с которой открывается вид на один из прекраснейших садов Японии — сад Ниномару.
Сад Ниномару выдержан в классических традициях японского садового искусства. Он расположен вокруг большого пруда, по саду разбросаны камни, разные по очертанию, размеру, цвету. Искусство их расстановки считалось главным в работе художника сада, камни подбирались по форме, цвету, фактуре, а также по соответствию всех этих качеств общему характеру сада, его стилю и предназначению. В центре пруда расположены три островка: Хораи-дзима (о. Вечного счастья), Цуру-дзима (о. Журавля), Камэ-дзима (о. Черепахи). Эти названия были выбраны отнюдь не случайно: согласно китайской, корейской и японской мифологии, журавль и черепаха являлись символами долголетия. Оформление сада связывают с именем великого мастера Чайной церемонии и ландшафтной архитектуры Кобори Энсю (1579–1647).
На территории замка Нидзё есть еще один сад, Сэйрю-эн, но он был создан в 1965 г. Там проводятся официальные приемы для гостей города или культурные мероприятия, например чайная церемония для горожан. В саду построено два чайных домика, неповторимый вид ему придают 1000 камней
После падения господства дома Токугава замок Нидзё был передан императорской семье и переименован во дворец Нидзё. В 1939 г. он был подарен г. Киото и ему вернули его первоначальное название — замок Нидзё, а в 1940 г. открыли для широкой публики.
Замок Нидзё причислен к историческим реликвиям Японии, а дворец Ниномару объявлен японским правительством национальным сокровищем. Замок занимает площадь 275 000 кв. м, его окружают широкие, наполненные водой рвы. Замок Нидзё открыт для посещения круглый год и является одной из самых популярных достопримечательностей старой столицы Японии — г. Киото.
Комментариев нет:
Отправить комментарий